Номера по каталогу: | Название: | Цена на аукционах: |
---|---|---|
ST1 | Датировка: 12 - 13 век | R8 |
ST2 | Датировка: 12 - 13 век Размер: 61 х 35 мм | R10 |
ST3 | Датировка: 13 - 14 век Размер: 40 х 25 мм | R9 |
ST4 | Датировка: 12 - 13 век Размер: 30 х 19 мм | R9 |
ST5 | Датировка: 12 - 13 век Размер: 36 х 21 мм. R7 | 7 200 руб. |
ST6 | Датировка: 12 - 13 век | R9 |
ST7 | Происхождение: Ломоносовский р-н Ленинградской обл. Датировка: 15 - 16 век Размер: 27 х 20 | R10 |
ST8 | Датировка: 16 - п. чет. 17-го века Размер: 75 х 47 мм | R10 |
ST9 | Датировка: 17 век Размер: 75х47 мм. изображение из книги "Антология православного художественного литья" Бережков В.Н., Кириков А.А. | R10 |
ST10 | Датировка: 17 век Размер: 46 х 31 мм | R10 |
ST11 | Датировка: 18 век Размер: 70 х 46 мм. R5 | 12 500 руб. |
ST12 | Датировка: 19 век Размер: 226х156 мм. изображение из книги "Антология православного художественного литья" Бережков В.Н., Кириков А.А. | R8 |
ST13 | Спас на престоле с символами евангелистов Датировка: 18 век Размер: 98 х 74мм | R10 |
ST14 | Меднолитая пластика. 18 век. | 5 500 руб. |
ST15 | Икона Спас на троне. Серебро 84 пр. Редкое клеймо КПЛ Размер иконы- 23х19 см. | 215 000 руб. |
ST16 | Спаситель на троне Иисус Христос"чеканка латунь, бронза 19 век | 4 500 руб. |
ST17 | Энколпион новгородский Спас на престоле 15 век | 35 000 руб. |
Номера по каталогу: | Название: | Цена на аукционах: |
---|---|---|
Номера по каталогу: | Название: | Цена на аукционах: |
---|---|---|
Сюжет на иконе
Образ «Спас на престоле» в Восточной Церкви получил распространение в IX веке после окончательной победы над иконоборческой ересью. Изображение Христа на троне в византийской традиции считается наиболее полным и завершенным воплощением идеи Спасения мира и установления Царствия Небесного. Источником такой интерпретации роли Христа стали тексты Ветхого Завета и Евангелия. Престол, как символ царской власти, подчеркивает неотвратимость установления божественного порядка и очищения мира. Существуют также пророчества в Святом Писании о престоле Христа после Вознесения (Пс. IX, 5—8), сидя на котором он будет судить живых и мертвых на Страшном суде.
На территории современной России образ начал использоваться для украшения храмов начиная с XII век. Одна из самых первых икон «Спас на престоле», о которой остались упоминания в исторических источниках, сначала хранилась в Новгороде, а затем была перевезена в Москву. Она также имеет название «Спас царя Мануила». Согласно церковному преданию, икону написал император Мануил, а в Новгород она попала после крещения Руси в 988 году. С жестом благословения связана еще одна история. В Новгородском сказании утверждается, что император приказал бросить в темницу невинно осужденного священника. После этого на иконе Христос изменил положение руки, указывая на Евангелие. И только после исправления ошибки образ стал таким как прежде.
На иконах, складнях и энколпионах «Спас на престоле» часто изображается с Евангелием в левой руке и правой рукой, сложенной в жест благословления. В иконографических композициях XV-XVI веков часто использовались фрагменты цитат из Евангелий от Иоанна и Матфея «Не судите на лица, но праведный суд судите». Престол с высокой полукруглой спинкой и необычной позой Христа (левая нога выдвинута вперед) были характерными для московской иконописи XV века, все еще находившейся под влиянием византийской традиции. Изображение светильников по краям напоминают о свете христианского учения и животных, похожих на угли, из ведения пророка Иезекииля. Глубокого символизма исполнены также одеяния Христа на престоле. Хитон обычно окрашен в красный цвет, символизирующий мученичество Христа и пролитую кровь, а гиматия – в синий, ассоциирующийся в христианской традиции с небесной чистотой и Царствием Небесным. Иконы, складни и энколпионы «Спас на престоле» сегодня хранятся в Эрмитаже, Третьяковской галерее и других музеях России.