Спас Недрёманное Око на иконках 14-19 века

4 июня 2022
266

Каталог



Описание и цены
Номера по каталогу: Название: Цена на аукционах:
SO1  Происхождение: Липецкая обл. Датировка: кон. 14-го - п. пол. 15 века Размер: 30 х 15 мм  R10 
SO2  Датировка: п. пол. 15 века Размер: 31 х 17 мм  R10 
SO3  Датировка: 19 век (по иконографии 14 века) Размер: 55 х 50 мм Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва  R10 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Номера по каталогу: Название: Цена на аукционах:
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Номера по каталогу: Название: Цена на аукционах:
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


Сюжет на иконе

Впервые образ Спас «Недремаемое око» появились в византийской иконографической традиции еще в IX веке сразу же после окончания продолжительного периода борьбы с иконоборческой ересью. Но широкое распространение в православном мире иконы с этим сюжетом получили только в XIV веке. В центре композиции находится Христос в виде отрока на красном ложе. Он изображается в позе спящего, но с открытыми глазами. Вокруг него иконописцы писали образы Богородицы и ангелов с опахалами или орудиями Страстей Господних в руках. В качестве фона обычно изображался цветущий сад. Иногда на иконе могут присутствовать свитки с молитвами. К примеру, на псковской иконе Спас «Недремаемое око», датируемой XVI веком, Богородица держит в руках свиток с текстом молитвы «Владыко Вседержителю», а Христос, словно отвечая ей, показывает ей свиток со словами «Что, Мати, убойся видя Мя…». Эта икона является иллюстрацией древней традиции сопровождать сюжеты икон поясняющими диалогами. Этот диалог тематически связан с евангельскими событиями Великой Пятницы и Великой Субботы. Икона Спас «Недремаемое око» чаще всего писалась по дереву маслом или темперой. Черты ликов Христа, Богородицы и ангелов часто изображались в упрощенной манере из-за традиций иконописи того времени.

Основной мотив сюжета – передача божественного состояния Христа после смерти его физического тела. Опочивая во гробе, он духом своим сошел в ад, где благословлял ветхозаветных праведников. Таким образом, Спас «Недремаемое око» языком образов проповедует верующим смысл спасительной смерти Христа, сошествие в ад и освобождение человечества от уз смерти. Многочисленные варианты иконы можно встретить в афонских монастырях. Согласно трактовке святых отцов, сюжет Спаса «Недремаемое око» был предвосхищен еще в образе Иуды, сына Иакова. В книге Бытия (Быт. 49, 9) он описывается как молодой лев, вернувшийся с охоты. Выбор льва был связан с убеждением, что он как царь зверей никогда не закрывает глаза, даже во сне сохраняя готовность немедленно вступить в бой.

Ложе Христа приобретает значение алтаря, на котором приносится жертва, дарующая спасение всему миру. Возвращение человечеству рая, утраченного после грехопадения Адама и обретенного вновь благодаря жертве Господа, является еще одной важной темой композиции. Христос – это «новый Адам», и ребро Адама, послужившее когда-то для создания Евы, сравнивается в литургических текстах с прободенным ребром почившего Иисуса. Блаженный Феодорит объяснял, что Христос уподобился льву, воскресив себя сам и вселив страх в дьявола и смерть. 

Читайте также


Комментарии 0