Номера по каталогу: | Название: | Цена на аукционах: |
---|---|---|
SO1 | Происхождение: Липецкая обл. Датировка: кон. 14-го - п. пол. 15 века Размер: 30 х 15 мм | R10 |
SO2 | Датировка: п. пол. 15 века Размер: 31 х 17 мм | R10 |
SO3 | Датировка: 19 век (по иконографии 14 века) Размер: 55 х 50 мм Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва | R10 |
Номера по каталогу: | Название: | Цена на аукционах: |
---|---|---|
Номера по каталогу: | Название: | Цена на аукционах: |
---|---|---|
Сюжет на иконе
Впервые образ Спас «Недремаемое око» появились в византийской иконографической традиции еще в IX веке сразу же после окончания продолжительного периода борьбы с иконоборческой ересью. Но широкое распространение в православном мире иконы с этим сюжетом получили только в XIV веке. В центре композиции находится Христос в виде отрока на красном ложе. Он изображается в позе спящего, но с открытыми глазами. Вокруг него иконописцы писали образы Богородицы и ангелов с опахалами или орудиями Страстей Господних в руках. В качестве фона обычно изображался цветущий сад. Иногда на иконе могут присутствовать свитки с молитвами. К примеру, на псковской иконе Спас «Недремаемое око», датируемой XVI веком, Богородица держит в руках свиток с текстом молитвы «Владыко Вседержителю», а Христос, словно отвечая ей, показывает ей свиток со словами «Что, Мати, убойся видя Мя…». Эта икона является иллюстрацией древней традиции сопровождать сюжеты икон поясняющими диалогами. Этот диалог тематически связан с евангельскими событиями Великой Пятницы и Великой Субботы. Икона Спас «Недремаемое око» чаще всего писалась по дереву маслом или темперой. Черты ликов Христа, Богородицы и ангелов часто изображались в упрощенной манере из-за традиций иконописи того времени.
Основной мотив сюжета – передача божественного состояния Христа после смерти его физического тела. Опочивая во гробе, он духом своим сошел в ад, где благословлял ветхозаветных праведников. Таким образом, Спас «Недремаемое око» языком образов проповедует верующим смысл спасительной смерти Христа, сошествие в ад и освобождение человечества от уз смерти. Многочисленные варианты иконы можно встретить в афонских монастырях. Согласно трактовке святых отцов, сюжет Спаса «Недремаемое око» был предвосхищен еще в образе Иуды, сына Иакова. В книге Бытия (Быт. 49, 9) он описывается как молодой лев, вернувшийся с охоты. Выбор льва был связан с убеждением, что он как царь зверей никогда не закрывает глаза, даже во сне сохраняя готовность немедленно вступить в бой.Ложе Христа приобретает значение алтаря, на котором приносится жертва, дарующая спасение всему миру. Возвращение человечеству рая, утраченного после грехопадения Адама и обретенного вновь благодаря жертве Господа, является еще одной важной темой композиции. Христос – это «новый Адам», и ребро Адама, послужившее когда-то для создания Евы, сравнивается в литургических текстах с прободенным ребром почившего Иисуса. Блаженный Феодорит объяснял, что Христос уподобился льву, воскресив себя сам и вселив страх в дьявола и смерть.