Змеевики на образках 11 - 14 века

3 июня 2022
1662

Каталог



Описание и цены
Номера по каталогу: Название: Цена на аукционах:
Z1  Cпас вседержитель с архангелами михаилом и гавриилом датировка: п. пол. 13 века размер: 79 х 59 мм  R10 
Z2  Тебует описания   
Z3  Змеевик «Черниговская гривна», XI век.   
Z4  Образок-змеевик с изображением Св. Георгия, XII век.   
Z5  Древнерусская иконка-змеевик с изображением Богоматери, XII век.   
Z6  Нательная иконка-змеевк с изображением Крещения Христова, XII в.   
Z7  Змеевик с изображением святых бессребреников Козьмы и Дамиана, XII в.  
Z8  Серебряный змеевик с изображением Архангела Михаила, XII век.   
Z9  Требует описания   
Z10  Требует описания   
Z11  Требует описания   
Z12  Требует описания   
Z13  Требует описания   
Z14  Требует описания   
Z15  Требует описания   
Z16  Требует описания   
Z17  Никита Бесогон на змеевике 14-15 век.   
Z18  Требует описания   
Z19  Старинная иконка привеска Змеевик без образа.Размеры 6,5 см. на 5,2 см.  35 000 руб. 
Z20  Нательная иконка змеевик "Богоматерь на троне"  15 000 руб. 
Номера по каталогу: Название: Цена на аукционах:
Z21  Датировка: начало 14 века Размер: 65 х 60 мм   R9 
Z22  Датировка: 12 - 13 век Размер: 29 х 26 мм   R8 
Z23  Датировка: 11 - 13 век Размер: 40 х 35 мм   R9 
Z24  Датировка: 13 - 14 век   R9 
Z25  Датировка: 13 - 14 век Размер: 52 х 46 мм   R9 
Z26  Датировка: 12 век Размер: 46 х 42 мм  R9 
Z27  Датировка: 12 - 13 век   R9 
Z28  Датировка: 12 - 13 век Размер: 44 х 35 мм   R9 
Z29  Датировка: 12 - 13 век Размер: 27 х 22 мм   R8 
Z30  Происхождение: Владимирская обл. Датировка: 12 - 13 век Размер: 40 х 35 мм   R9 
Z31  Происхождение: Юрьев-Польский р-н Владимирской обл. Датировка: 12 век Размер: 27 х 21 мм   R9 
Z32  Датировка: 12 век Размер: 70 х 64 мм Литература и аналоги: Станюкович А.К., Коршун В.Е. Неизвестные памятники русской пластики. Обереги-змеевики XI–XIX веков. М., 2014., Кат. № 48.  R10 
Z33  Датировка: 14 век Размер: 63 х 42 мм  R10 
Z34  Датировка: 11 - 12 век  R10 
Z35  Происхождение: Нижегородская обл. Датировка: 13 век Размер: 37 х 33 мм  R10 
Z36  Датировка: 12 - п.п. 13 века  R10 
Z37  Датировка: 12 - 13 век Размер: 60 х 54 мм  R9 
Z38  Происхождение: г. Великий Новгород Датировка: 12 - 13 век Размер: 54 х 48 мм  R10 
Z39  Датировка: 12 век  R9 
Z40  Датировка: 15 - 16 век Размер: 85 х 65 мм  R9 
Номера по каталогу: Название: Цена на аукционах:
Z41  Происхождение: Ярославска обл. Датировка: кон. 15 - нач. 16 века Размер: 79 х 72 мм Прорисовка эпиграфики: А.В. Скорятин Литература и аналоги: .К. Станюкович, В.Е. Коршун Неизвестные памятники русской пластики. Обереги-змеевики XI-XIX веков. М., 2014, ар. IIД2.1.1.с5 (с.82-83  R9 
Z42  Датировка: 16 век (по иконографии 12 - 13 века) Размер: 92 х 72 мм  R8 
Z43  Происхождение: Вологодская обл. Датировка: 12 век Размер: 44 х 28 мм  R9 
Z44  Происхождение: Ярославская обл. Датировка: 12 век Размер: 43 х 26 мм  R9 
Z45     
Z46     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


Среди древних находок эпохи средневековья на Руси особое место занимают подвески-медальоны округлой формы, на одной стороне которых находится изображение святого, а на другой композиция со змеями. Это часто голова или торс, который окружен этими “зверями”. Змеевики на образках 11 - 14 века - особенно распространены. Ниже можно ознакомиться подробнее с их историей и особенностями. 


Что из себя представляет змеевик

Эти подвески появились впервые на Руси в 11 в, получили распространение к 12-14 в., но после до 18 в не были так актуальны. 


Название такие медальоны получили “змеевики”, а присутствие характерного изображения святого доказывает, что они относятся к иконам. 

Известно, что в Византии змеевики были без изображения церковных ликов. Поэтому называть их можно просто амулетами. 

Разновидности икон-змеевиков

Для рассмотрения этого вопроса можно ознакомиться со схемой ниже. Учитывая тот факт, что композиции со змеями располагались на обратной стороне иконок, таковые сводятся к 2-м основным классам:


Класс №1. Иконки с головой человека в центре изображения, от которой в разных направлениях располагаются змеи. Ученые предполагают, что это голова Медузы Горгоны. Но это не самое подходящее толкование для античного искусства.

Существуют и другие предположения по подобной композиции, среди которых можно выделить присутствие змеи, как образа болезни или демона, который изгоняется из человека специальным заговором и божественной силой лика изображенной иконы.

В дальнейшем по тексту мы будем называть эту категорию изображений “Горгоной”.


Класс №2. Это изображение женщины, у которой вместо ног змеи (порядка 13 штук). Существует трактование, согласно которому главным образом считается статуя Сциллы. Она была построена в Константинополе. Если верить этому предположению змеевики данной категории появились лишь до 1204 года.

Итак, мы имеем 2 разные гипотезы, которые отражают совершенно разные традиции.

Большая доля русских змеевиков и все известные византийские относятся к классу №1, а класс №2 имеет лишь небольшую часть (около ⅙) медальонов.

По признакам эти две версии практически не сходятся. В качестве исключения можно выделить “черниговскую гривну”, на котором змеи образуются не только из ног, но и из головы женского силуэта. Но это единственный вариант.

Особенности иконографии медальонов-змеевиков

При новых находках змеевиков в Суздале и Великом Новгороде вопрос об их происхождении не рассматривается. Однако, затронута общая тема, которая касается находок в Великом Новгороде. Там были найдены 12 штук таких медальонов.


Ученые разделили эту коллекцию по виду рисунков на лицевой части. Так образовалось 4 главных разновидности: с архангелом Михаилом, Распятием, святым Георгием и Богоматерью Орантой. Медальоны 3-х типов на обороте содержат изображения Горгоны, а один (тот, что с распятием) представлен 3-я идентичными образами Сциллы. Таковая изображена в виде фигуры человека в рост без половых признаков. А от туловища, рук и ног выползают змеи. Истолковывать подобное сочетание можно достаточно ясно при сравнении с другими змеевиками этого класса.


А проведенные исследования поставили под сомнение тот факт, что изображение Горгоны воплощало некого демона.

Композиция со змеями класса №1 предполагает, что изображение головы Медузы Горгоны упоминалось в литературных произведениях в средних веках. Этот образ был достаточно сложным, поэтому его толкование вряд ли будет правдивым.

Ученые Новгорода также не согласны с точкой зрения о классе №2 (т.е. змееногом чудовище). По их словам фигура Сциллы не намного схожа с тем, что изображено на медальонах и до конца не понятно, на каких чудовищ ее туловище разветвлялось. Поэтому выдвинуто предположение, что на медальонах этой категории изображена та же Горгона.

Объясняется это тем, что до своей гибели Горгона имела простое женское тело. Однако, не было никакой информации, о том, что ниже пояса таковая имела змей. На этот счет критики все же считают, что данное чудовище - не Горгона.

Если говорить о всех частях статуи Сциллы, невозможно увидеть их точного повторения на небольшом пространстве змеевиков. Имеются очевидные различия в размерах и стилистике.

Если рассматривать вопрос обнаженности “Сциллы”, следует рассказать, что на большей доле змеевиков класса №2 она преимущественно обнаженная с ярковыраженной грудью. И только на 1-й серии (которая с Распятием) - одета и не имеет половой принадлежности. Это является признаком проведения цензуры. А если смотреть на даты находок, переосмысление этого образа было произведено в 12 в.


Стремление церкви заключается в удалении змеевиков из культурной практики. Принято считать, что они вряд ли принадлежали священнослужителям. Также, все находки в Новгороде с изображением Сциллы - родом из 12 в., т.е. времен укрепления христианства, когда подобный образ уже мог подвергнуться цензуре.

Сцилла: кто это и откуда она

Скилла (в переводе с греческого “лающая”) или Сцилла получила известность от Гомера, который писал про приключения Одиссея. Героиня его произведения (т.е. Сцилла) имела 12 лап и 6 голов, у каждой по 3 ряда зубов. Она обитала в пещере и охотилась на морских обитателей и проплывающих мимо кораблей. Женского тела у этого существа не было.


В момент, когда Сцилла увидела корабль Одиссея, сразу захватила 6 членов его команды, т.е. каждая голова получила добычу.

Это описание характеризует принадлежность данного существа к чудовищу в виде дракона с длинной шеей. Именно такая конструкция тела помогала доставать моряков с суден. Но подобное повествование о Скилле совершенно не является истинным.


Предполагается, что это женщина, тело которой в виде хвоста дракона, а из живота торчат части тела собаки. Если рассматривать изображения 4-5 вв. до н.э. Скилла даже имела за спиной крылья дракона и держала в руках весло.

Бытует поверье, что Сцилла была красивой девушкой, дочерью морской Богини Кратеиды. В чудище она превратилась из-за колдовства феи Кирки, которая приревновала ее к Богу Главку.

В позднюю античную эпоху толкование фигуры Скиллы поменялись. Пропали крылья, а нижняя часть тела разделялась на туловища драконов.

Существует мраморная композиция, которая относится к римской эпохе и создана по заказу правителя в 1 в до н.э. По мнению одного из ученых, скульптура, которая находится в Археологическом музее - копия. И снята она с бронзового оригинала, которы      й был сделан в Родосе в 170 г. до н.э., а подлинник был перевезен в Константинополь.


Теория о происхождении Скиллы в Родосе не единственная. И никакой информации о происхождении этой фигуры в Константинополе не сохранилось. И возможно она была создана в более поздний период.

Также важно отметить, что статуя Скиллы по своему виду схожа с изображением других мифических существ - Сирен. Это женщины туловищем птицы и у них тоже есть своя история. Однако, гипотеза подобного происхождения Сциллы едва допустима.

А если рассматривать Скиллу и Горгону в качестве образов античных чудищ, первая сильно уступает второй, что объясняет количество иконок обоих видов.

Только, подобное предположение говорит о том, что Скилла на медальонах  - лишь визуализированный образ, который не уступает Горгоне по магический свойствам и даже опережает таковой, т.к. он ближе к славянскому мировоззрению.

Возможно поэтому Сцилла не получила распространение в Византии, но завоевала популярность на Руси.

Какие образы изображали на змеевиках

Наблюдения ученых доказывают, что изображения на змеевиках вовсе не следует напрямую выискивать  в античном искусстве. Это не полностью исследованная культура Византии, в которой случилась большая переделка первозданных образов, и они изменились до неузнаваемости.

А случилась таковая под воздействием варварских верований, которые при переселении народов и колонизации Греции завоевали народную культуру Византии.

Поэтому на змеевиках и Сцилла, и Горгона вовсе не означают чудовищ, а показывают условные наименования 2-х главных классов иконографии. Они изображают беса и помещаются на обратной стороне медальона. И эти 2 класса сильно связаны с разными образами икон на лицевой части змеевика.


Представленное разделение показывает не только разницу между категориями змеевиков, но и то, насколько важными были связи между лицевой и обратной частями иконок.

Количество сочетаний на обеих сторонах медальонов в классе №1 было существенно больше, но узнать их точное число трудно. При рассмотрении более древних видов 12-13 вв. можно заметить не меньше 5-и с изображением Божьей Матери Елеусы, Михаила и Георгия.

Другие иконки класса №1 показывают творческое развитие появившихся схем в 13-16 вв., где вместо византийских образов располагаются русские. Отдельную группу составляют именно эти медальоны. Они оказались в качестве результата заимствования изображений из класса №2 с Божьей Матерью Одигитрии, Распятием и Божьей Матерью Знамение. Предполагается заимствование сюжетов по более поздним событиям и дополнения к исходному виду. Их повторность определяет слабая идентичность с их классом.

Важно отметить, что внутри класса №1 отличается серия змеевиков с картинкой, которая сочетает в себе обобщение Сциллы и Горгоны. В центре такого рисунка располагается голова, а змеи выходят только из 2-х мест (снизу и сверху). В независимости от того, что тела этого чудища почти не просматривается, сама композиция приближается к трактованию о Сцилле на гривне Чернигова с упрощенным и обобщенным  вариантом рисунка. И к этой категории относится большое количество  змеевиков с иконками Богоматери.

Еще одной необычной разновидностью считаются медальоны с 2-мя конными воинами, на обороте которых располагается изображение Скиллы. На этих экземплярах контуры туловища (его верхней части) угадываются только благодаря змеям. Половая принадлежность отсутствует, а общий вид композиции тот же, что и на медальонах 12-13 вв.

Их относят к 14 в, однако возможно предположить и более раннее появления, а отличие от первоначального варианта не такое уж и существенное.

Подводим итоги

Итак, медальоны класса №2 (те, что со Скиллой) появились впервые на Руси в 12 в и были быстро забытыми к 14-16 вв. Совместно с этим самый ранний вид иконок (с изображением Михаила) подвергался серьезной переработке и от фигуры оставалась лишь одна голова. А это уже схоже с Горгоной.

К 12 в. медальоны с архангелом Михаилом содержали на обратной стороне только символ Горгоны, который существенно отличался от других ее образов.


С 13 в. на оборотах змеевиков с Богоматерью Скилла размещаться не стала, а вместе с ней пропали  и сцены Крещения и Распятия.

Поэтому класс №2 змеевиков был на Руси совсем недолго (не больше 200 лет), а затем появились иконки с  Горгоной.

Возникает вопрос: “Как можно объяснить быстрое прекращение изготовления медальонов 2-го класса при достаточно длительном сохранении змеевиков класса №1”

Распространение таковых приходится на 13 в. - тяжелое  время на Руси и пострадавшее ремесло от нашествия монголо-татар. Хоть медальоны класса №2 изготавливались в 2-х городах (Великом Новгороде и Киеве), мастеров было совсем немного. Поэтому если, кто-то из них погиб или попал в плен, обрывалась целая традиция. И по оттискам готовых изделий приготовить качественные отливки этих медальонов было невыполнимо.

Вероятнее, центр производства Киева иконок класса №2 закрылся в 1240 году, когда столица была разорена.

Более трудно объяснить прекращение производства медальонов того же класса в Великом Новгороде. Но, если изготавливал таковые всего один мастер, концу этой линии могла поспособствовать любое случайное событие. Вероятно мастера, которые создавали медальоны класса №1 были более удачными и смогли сохранить инструментарий. А это помогло продолжить изготовление иконок на Руси  в последующие времена на протяжении целых столетий.

Иконки русского происхождения - хороший пример длительных преобразований культуры, которые возникли в средневековой Византии, а после были восприняты на Руси в ряде переосмысления религиозных и магических представлений ее культуры.


Читайте также


Комментарии 0