Сарматская культура была распространена на южной территории Восточной Европы у сарматских племен. Эта эпоха продлилась со II века до н.э. до IV века н.э. Ее сменила гуннская культура, которое многое переняла у сарматской эпохи.
Во второй половине II века до н.э. металлические фибулы стали популярны у крымских и днепровских скифов, а также у сарматов, проживающих в степях Восточной Европы. Застежки для одежды были востребованы на причерноморских территориях, где была распространена сарматская культура и культура различных античных центров (Нижний Днепр, Крым, Кубань, Нижний Дон, Боспор), которые распространяли сарматское влияние. За пределами данных территорий фибулы имели схожую конструкцию.
Восточноевропейские застежки были описаны в десятках научных статей. Особое внимание привлекает работа А.К. Амброза «Фибулы юга Европейской части СССР II в. до н.э. – IV в. н.э.».
В период сарматской эпохи были популярны фибулы с большими пружинами. Такие модели сменили древние элементарные застежки (большинство их них имели только 1 виток), которые были востребованы в бронзовую эпоху. Так застежки называли арбалетными.
Подобные фибулы были у вельбарских племен, которые проживали на Балтийском побережье. Предметы быта были выполнены из черненой керамики, которую начали использовать с III века до н.э. В дальнейшем вельбарская культура сменилась черняховской.
В работе А.Г. Фурасьева были описаны пальчатые фибулы, найденные в Крыму. Приблизительная дата их изготовления — VI-VII век н.э. Найденные фибулы принадлежат гуннской культуре. Ее черты передались пеньковской эпохе, где также можно заметить схожесть с черняховской и салтовско-маецкой.
Мартыновский клад — уникальное сокровище из 120 серебряных изделий, которое было обнаружено в 1909 году в Украине (Черкасская область, село Мартыновка). В настоящее время клад находится в Музее исторических драгоценностей Киево-Печерской лавры. Ученые установили, что изделия были изготовлены в VI—VII веке н.э. и относятся к пеньковской эпохе. Можно заметить, что пальчатые фибулы перешли в антропозооморфные изделия. На застежки стали наносить изображения тамги.
Фибулы встречаются и в салмтовско-маецкой культуре, в основном архаичные арбалетные изделия. На них же можно увидеть изображение тамги.
Можно сделать вывод, что арбалетные фибулы были распространены по всей территории Сарматии от Балтики до Урала. Это показывает культурное единство разных народов. Эпохи смешались, перенимая культуру гуннов и сарматов. Учитывая, что гунны проживали во II веке н.э. между роксоланами и бастарнами. Подробно об этом написано в работе В.С. Аксенова «Изучение погребального обряда салтово-маяцкой культуры: нетайловский могильник VIII–IX века».
Салтовско-маецкие и и сарматские племена имели родственные связи с северянами-сиверцами. Начиная с III века, до н.э. до IX века н.э. можно увидеть активное развитие гуннско-сарматской культуры. Она не исчезла без следа, лишь изменилась и продолжила жить в этих регионах. Северяне-сиверцы и сарматы сохраняли свою культуру и видоизменяли ее.
Перейти в каталог с ценами