Богоматерь на престоле на образках и иконках 12-17 века

3 июля 2022
160

Каталог



и цены
Номера по каталогу: Название: Цена:
BP1  Датировка: 12 - п.п. 13 века Размер: 40 х 24 мм  R8 
BP2  Датировка: 12 - 13 век Размер: 37 х (?) мм  R8 
BP3  Датировка: 12 - 13 век Размер: 51 х 30 мм  R7 
BP4  Датировка: 12 - 13 (?) век Размер: 46 х 33 мм  R10 
BP5  Датировка: 13 - 14 век  R9 
BP6  Датировка: 13 век Размер: 47 х 35 мм  R9 
BP7  Датировка: 12 - п. п. 13 века  R8 
BP8  Датировка: 13 - 14 век Размер: 48 х 38 мм  R10 
BP9  Датировка: 13 - 14 век  R10 
BP10  Датировка: 13 век Размер: 69 х 49 мм  R10 
BP11  Датировка: 13 век Размер: 65 х 55 мм  R9 
BP12  Датировка: 12 век  R9 
BP13  Датировка: 17 век Размер: 97х65 мм  R10 
BP14     
BP15     
BP16     
BP17     
BP18     
BP19     
BP20     


Сюжет на иконе

На иконах Богоматери на престоле Богородица изображается в виде Небесной Царицы. Как правило, в центральной зоне располагается коронованная Дева Мария на престоле, а с левой стороны она держит Младенца. В другой руке у Богородицы находится скипетр. При этом Христос держит державу. Многие иконописцы изображают на своих иконах за спинами Богоматери и Христа ангелов. Они могут держать прозрачные сферы, которые называются зерцалами.

Если рассматривать ярославскую иконопись 17 века, для нее характерна значительная описательность. Большинство образов, которые предлагали иконописцы, имели много сюжетных разветвлений, отличались сложностью. Например, на ярославской иконе можно найти 36 различных клейм миниатюрного размера. Каждая из них связана с чудесами, которые связаны с земной жизнью Девы Марии. Кроме того, некоторые из клейм относятся к пророчествам.

Большой процент сюжетов, которые изображаются на клеймах в иконах Богоматери на престоле, позаимствованы из писания Иоанникия Галятовского под названием «Небо Новое». Это собрание включает в себя более 450 преданий про Пресвятую Деву Марию, которые взяты из разных источников. В писании имеются группирования по конкретным темам. Первое издание такой книги вышло в середине 17 века.  

Благодаря этим сочинениям у большинства иконописцев было достаточно информации для творчества. Это позволило их шедеврам стать знаменитыми. К примеру, нередко на иконах Богородицы на престоле все изображается настолько реалистичным, что кажется, будто можно протянуть руку и прикоснуться к людям или ангелам. О подобном воспоминании гласит и история про святого Германа: в детстве он увидел подобную икону, после чего протянул младенцу Христу яблоко и тот взял его. Подобный сюжет нередко описывался в ярославской иконографии и церковной живописи.

Ярославская икона написана в Толчковской слободе. Она создана на доске, состоящей из трех элементов, которые зафиксированы двумя шпонками. Над иконой трудились ярославские мастера, поэтому живопись передает весь колорит этой сферы периода второй половины 17 века. Преобладают насыщенный оттенки зеленого, красного, на фоне – много золота. В своих творения художники и иконописцы брали ориентир на шедевры Семена Спиридонова Холмогорца. В 1670-1680х годах он работал в Ярославле.

Во Всероссийском реставрационном центре удалось раскрыть полностью центральную зону ярославской иконы Богоматери на престоле. В рамках работы было проведено очищение от старого покрытия, добавились дополнительные мазки к оригинальному изображению. Клейма удалось раскрыть лишь частично из-за плохой сохранности.

Для реставрации потребовалось почти 40 лет и специалистам удалось возвратить начальный облик иконы. 


Комментарии 0