Номера по каталогу: | Название: | Цена: |
---|---|---|
BP1 | Датировка: 12 - п.п. 13 века Размер: 40 х 24 мм | R8 |
BP2 | Датировка: 12 - 13 век Размер: 37 х (?) мм | R8 |
BP3 | Датировка: 12 - 13 век Размер: 51 х 30 мм | R7 |
BP4 | Датировка: 12 - 13 (?) век Размер: 46 х 33 мм | R10 |
BP5 | Датировка: 13 - 14 век | R9 |
BP6 | Датировка: 13 век Размер: 47 х 35 мм | R9 |
BP7 | Датировка: 12 - п. п. 13 века | R8 |
BP8 | Датировка: 13 - 14 век Размер: 48 х 38 мм | R10 |
BP9 | Датировка: 13 - 14 век | R10 |
BP10 | Датировка: 13 век Размер: 69 х 49 мм | R10 |
BP11 | Датировка: 13 век Размер: 65 х 55 мм | R9 |
BP12 | Датировка: 12 век | R9 |
BP13 | Датировка: 17 век Размер: 97х65 мм | R10 |
BP14 | ||
BP15 | ||
BP16 | ||
BP17 | ||
BP18 | ||
BP19 | ||
BP20 |
Сюжет на иконе
На иконах Богоматери на престоле Богородица изображается в виде Небесной Царицы. Как правило, в центральной зоне располагается коронованная Дева Мария на престоле, а с левой стороны она держит Младенца. В другой руке у Богородицы находится скипетр. При этом Христос держит державу. Многие иконописцы изображают на своих иконах за спинами Богоматери и Христа ангелов. Они могут держать прозрачные сферы, которые называются зерцалами.
Если рассматривать ярославскую иконопись 17 века, для нее характерна значительная описательность. Большинство образов, которые предлагали иконописцы, имели много сюжетных разветвлений, отличались сложностью. Например, на ярославской иконе можно найти 36 различных клейм миниатюрного размера. Каждая из них связана с чудесами, которые связаны с земной жизнью Девы Марии. Кроме того, некоторые из клейм относятся к пророчествам.
Большой процент сюжетов, которые изображаются на клеймах в иконах Богоматери на престоле, позаимствованы из писания Иоанникия Галятовского под названием «Небо Новое». Это собрание включает в себя более 450 преданий про Пресвятую Деву Марию, которые взяты из разных источников. В писании имеются группирования по конкретным темам. Первое издание такой книги вышло в середине 17 века.
Благодаря этим сочинениям у большинства иконописцев было достаточно информации для творчества. Это позволило их шедеврам стать знаменитыми. К примеру, нередко на иконах Богородицы на престоле все изображается настолько реалистичным, что кажется, будто можно протянуть руку и прикоснуться к людям или ангелам. О подобном воспоминании гласит и история про святого Германа: в детстве он увидел подобную икону, после чего протянул младенцу Христу яблоко и тот взял его. Подобный сюжет нередко описывался в ярославской иконографии и церковной живописи.
Ярославская икона написана в Толчковской слободе. Она создана на доске, состоящей из трех элементов, которые зафиксированы двумя шпонками. Над иконой трудились ярославские мастера, поэтому живопись передает весь колорит этой сферы периода второй половины 17 века. Преобладают насыщенный оттенки зеленого, красного, на фоне – много золота. В своих творения художники и иконописцы брали ориентир на шедевры Семена Спиридонова Холмогорца. В 1670-1680х годах он работал в Ярославле.
Во Всероссийском реставрационном центре удалось раскрыть полностью центральную зону ярославской иконы Богоматери на престоле. В рамках работы было проведено очищение от старого покрытия, добавились дополнительные мазки к оригинальному изображению. Клейма удалось раскрыть лишь частично из-за плохой сохранности.
Для реставрации потребовалось почти 40 лет и специалистам удалось возвратить начальный облик иконы.